21-23 мая 2024 прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Среда электронного обучения Moodle для образования: проблемы, вопросы качества, решения», на которой выступали представители ведущих вузов России, а также разработчики самых популярных сервисов для образования. В каждый из трех дней Moodle открывался участникам мероприятия с новой стороны: спикеры делились новейшими исследованиями и методами, которые они применили на практике. А после каждого из докладов слушатели задавали вопросы и инициировали дискуссии, что, разумеется, также является целью нашей конференции.
Если вы не смогли посетить мероприятие онлайн, продолжайте чтение этой статьи – в ней кратко расскажем о главных тезисах, которые удалось обсудить в ходе конференции.
На пленарном заседании оргкомитет обозначил основные цели и темы предстоящего мероприятия, а также с вводным докладом выступила заместитель директора по научной работе ИФТИС МПГУ Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева, которая является несменным членом организационного комитета и вот уже третий год представляет на конференции свое экспертное мнение. Посмотреть доклад Марины Ефимовны вы можете по ссылке.
Второй соорганизатор, экспертный член оргкомитета и заведующая кафедрой теоретической механики ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Берестова Светлана Александровна, поделилась с участниками идеей о соотнесении целей и задач с выбором инструментария в СЭО, а также рассказала, как автоматизировать оценивание, как можно проводить независимый тестовый контроль и как влияют определенные типы вопросов теста и прокторинг на эффективность проведения контрольных мероприятий. Посмотреть доклад Светланы Александровны вы можете по ссылке.
Наша компания, Открытые технологии, также подготовила практический доклад. Методисты, эксперты по Moodle и СЭО 3KL, люди, которые принимали непосредственное участие в организации конференции и создании ее посадочной страницы, подготовили выступление о «закулисье» открытого мероприятия. Можно сказать, что данный доклад – это готовое пособие для тех, кто будет организовывать конференцию в среде Moodle или СЭО 3KL, так как в нем было подробно рассказано, какой путь проходит посетитель посадочной страницы и что стоит за этим: какая работа была проведена создателем такого курса. Посмотреть доклад Никиты Владимировича и Натальи Владимировны вы можете по ссылке.
Продолжила плеяду докладов Павлова Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Из выступления Татьяны Александровны слушатели узнали о результатах внедрения адаптивных инструментов Moodle и элементов персонализации. Создание различных ветвей развития студентов по результатам выполнения определенных элементов курса показало повышенный результат освоения навыков в рамках данной дисциплины. А подробнее об этом исследовании узнайте из записи доклада.
В первый день конференции послушали и доклады победителей конкурса статей, на который было подано более 20 научных работ, опубликованных в РИНЦ. Анна Владимировна Функ, старший преподаватель ФГБОУ ВО СГУПС, рассказала о плюсах применения элементов геймификации для преподавателя, а также преимуществах для студентов. Был показан и инструментарий среды Moodle для внедрения игровых методик. А главное, Анна Владимировна поделилась реальным опытом использования игрофикации в своей практике и ответила на многочисленные вопросы зрителей. Смотрите выступление по ссылке.
Завершающим докладом первого дня конференции было выступление второго победителя конкурса научных статей, Головачевой Екатерины Александровны, начальника отдела развития онлайн образования Национального исследовательского Томского политехнического университета. Екатерина Александровна рассказала о важности сбора обратной связи от обучающихся для развития и повышения качества электронных курсов. Были приведены результаты анкетирования и выработанные в связи с ними рекомендации по улучшению курсов. Спикер поделилась тем, как в их учебном заведении применили полученные рекомендации и как это повлияло на результаты повторного опроса. Подробнее в записи выступления.
Вот так плавно мы подошли к экватору – второй день конференции порадовал участников докладами партнеров мероприятия: Антиплагиат, ЭБС Лань, вебинарного сервиса МТС Линк, сервиса прокторинга ProctorEdu, образовательной платформы Юрайт, а еще выступлением одной из победительниц конкурса научных статей, Оськиной Анны Николаевны, и доцента ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С.Алфёрова», Гущина Александра Николаевича. Обо всем по порядку.
Ивахненко Андрей Александрович, руководитель отдела внедрения и эксплуатации компании Антиплагиат, вновь поднял насущную проблему искусственно сгенерированных текстов. Спикер рассказал о новшествах в продукте Антиплагиат для более эффективной борьбы с современными проблемами в подтверждении оригинальности текстов. Посмотреть доклад Андрея Александровича вы можете по ссылке.
Директор специальных программ компании ЭБС Лань, Кудинов Дмитрий Викторович, познакомил слушателей с новым элементом, интегрированным в Moodle и СЭО 3KL. Благодаря нему в курс стало удобно включать конкретные параграфы учебников, статьи из научных журналов и даже видеоролики по необходимой теме. Удобнее стал и поиск: нейросеть анализирует, в каких пособиях есть искомая информация и выдает только подходящие материалы. Посмотреть доклад Дмитрия Викторовича вы можете по ссылке.
Дзендзюра Юрий Сергеевич, менеджер по обучению партнёров ООО «Вебинар Технологии», представил доклад о функциях МТС Линк, благодаря которым стало удобнее проводить онлайн-обучение и соответствовать мировым трендам образования. Обсудили использование таких инструментов, как Доски, контроль внимания и присутствия, загрузка файлов, заметки, транскрибация и саммари, а ещё инструментов для обеспечения безопасности мероприятия. Посмотреть доклад Юрия Сергеевича вы можете по ссылке.
Возможности электронного учебного курса в развитии креативности студентов: моделирование, реализация, оценка
Далее с докладом выступила Оськина Анна Николаевна, доцент кафедры иностранных языков Северо-Западного института управления, победитель конкурса научных статей. Из доклада слушатели узнали о способах повышения креативности студентов в рамках стандартизированного образования. Спикер представила свое исследование, включающее в себя разработку структуры курса, соответствующую фазам креативного процесса. А также был рассмотрен метод взаимного оценивания как один из ключевых в рамках исследуемой задачи. Посмотреть доклад Анны Николаевны вы можете по ссылке.
Новые вызовы в применении систем прокторинга российскими вузами
Директор по развитию ProctorEdu, Закиров Марат Ильясович, рассказал участникам конференции о новых решениях в прокторинге, отвечающих на вызовы последних лет. Становится очевидно, что сколько функций и метрик не добавляй в прокторинг, все равно появляются новые лазейки, как эти новые функции обойти, поэтому в докладе рассматривались и другие, дополнительные факторы и пути обеспечения честного проведения оценочных мероприятий. Посмотреть доклад Марата Ильясовича вы можете по ссылке.
Организация учебного процесса через интеграцию Юрайта и LMS Moodle
Сафонов Александр Андреевич, академический директор образовательной платформы «Юрайт», подготовил интересный доклад, в котором обозначил основные модели гибридного обучения, такие как объяснительный класс, смена рабочих зон или перевернутый класс, и способы их реализации в рамках комбинации Юрайт + Moodle. Были показаны варианты интерактивного оценивания, создания гибких курсов, а также различные подходы к тестированию обучающихся, включающие адаптивные методики. Посмотреть доклад Александра Андреевича вы можете по ссылке.
Опыт мотивации слушателей электронных учебных курсов на примере курса «Проектный менеджмент»
Второй день завершил доклад доцента ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С.Алфёрова», Гущина Александра Николаевича. Данное выступление было полезно с практической точки зрения, так как участникам конференции была показана и система мотивации на курсе «Проектный менеджмент», и методы поддержания заинтересованности, и результаты такого подхода к обучению студентов. Посмотреть доклад Александра Николаевича вы можете по ссылке:
Третий день: измерение объема самостоятельной работы, интеграция цифровых инструментов в педагогическую практику и другое
Выходим на финишную прямую: последний день конференции запомнился докладами о конкретных методах и инструментах среды Moodle и интегрируемых в LMS, а вишенкой на торте было сообщение о курсах в области здоровья и благополучия, созданных на базе СДО Moodle.
Как LMS Moodle помог нам весьма достоверно измерить объем самостоятельной работы, выполняемой студентом
Открыла завершающий день мероприятия Петухова Анна Викторовна, доцент ФГБОУ ВО СГУПС. Анна Викторовна предложила конкретные способы измерения затраченного времени, которые применяет на курсе своей дисциплины. Если вам тоже необходимо эффективно и не трудозатратно оценить объем самостоятельной работы для студентов, или вам просто интересно, вы можете послушать доклад по ссылке.
Интеграция цифровых инструментов в педагогическую практику
Горелова Людмила Игоревна, старший преподаватель РТУ МИРЭА рассказала участникам конференции о том, как они в МИРЭА интегрируют цифровые инструменты в педагогическую практику. Для эффективного применения этих методик и программ сотрудники регулярно проходят соответствующее обучение, что редко озвучивается в подобных докладах, но, несомненно, крайне важно. Посмотреть доклад Людмилы Игоревны вы можете по ссылке.
Особенности реализации дисциплины «Латинский язык» для иностранных обучающихся медицинских специальностей в СЭО Moodle
Доцент ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава РФ, Гавриленко Наталья Григорьевна, рассказала участникам конференции о своем опыте создания электронного курса для групп с иностранными студентами. Такой вопрос очень важен, потому что различие в языках и культуре может вносить сложности при донесении информации и, в целом, организации обучения на курсе. Среда дистанционного обучения дает возможность выбора языка интерфейса, что облегчает навигацию, а разнообразие обучающих инструментов позволяет подобрать наиболее удобный формат для всех студентов. Подробнее о решении такого кейса вы можете узнать из доклада Натальи Григорьевны.
Применение пакета SCORM для разработки интерактивных заданий в LMS Moodle
Романова Дарья Сергеевна, старший преподаватель ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ подготовила доклад о создании и применении пакетов SCORM при разработке курсов с интерактивными заданиями. Дарья Сергеевна рассказала, для каких целей использует задания такого типа, где находит и каким образом добавляет их в свои курсы в среде Moodle. Посмотреть доклад Дарьи Сергеевны вы можете по ссылке.
Применение и создание тестовых заданий в сервисе Опросникум для решения дидактических задач
Заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №129 г.Минска», Девочко Виктория Владимировна, рассказала об инструменте для создания тестовых заданий «Опросникум», который применяет в своей работе. Такой сервис позволяет быстро и удобно создать тесты, которые в дальнейшем можно применять для решения дидактических задач. Посмотреть доклад Виктории Владимировны вы можете по ссылке.
Организация дополнительного обучения педагогов в области здоровья и благополучия в международной группе с разной степенью мотивации на примере деятельности платформы EduHub
Никонович Виталий Николаевич, председатель Правления EduHub EECA «Образовательный хаб для Восточной Европы и Центральной Азии», рассказал участникам конференции о продукте, реализуемом совместно с ЮНЕСКО: бесплатных курсах в области здоровья и благополучия. Этот продукт развеивает все сомнения и предрассудки насчет платформы Moodle: многие считают Moodle непривлекательной и сложной, однако опыт EduHub показывает, что это совершенно не так, и верно выстроенные и интересные курсы на данной платформе пользуются большой популярностью. Смотрите выступление Виталия Николаевича по ссылке.
На этом доклады конференции этого года закончились, и оргкомитет подвел итоги мероприятия. Получился небольшой брейншторм по поводу организации конференции, планов на последующие мероприятия, а также ретроспектива конференций прошлых лет и этого года. Многие слушатели отразили свои положительные эмоции в комментариях, что не может не радовать, потому что вся та колоссальная работа, которая была проделана, была нацелена именно на пользу для слушателей и развитие сообщества пользователей Moodle в России и ближнем зарубежье. Посмотреть запись подведения итогов конференции можно по ссылке.
Мы благодарим всех, кто смог посетить конференцию онлайн, и тех, кто проявляет заинтересованность к записям наших мероприятий!